Особенности диагностики механической коробки передач

Несмотря на популярность всевозможных автоматических коробок передач и вариаторов, МКПП все еще остается одним из наиболее используемых видов трансмиссии. Современные автолюбители останавливают свой выбор на транспортных средствах, оборудованных механической коробкой передач, по разным причинам. Свою роль здесь играют возможность максимального проявления водительского мастерства, привычка, расход топлива («механика» экономичнее, чем «автомат»), сравнительная простота конструкции, возможность запуска «с толкача» и т.д.

Немаловажное значение имеет то, что не только стоимость самой МКПП, но и цена, которую придется выложить за ее ремонт, в большинстве случаев оказываются гораздо ниже, нежели стоимость автоматической трансмиссии и ремонт последней. В надежности и ремонтопригодности «механики» сегодня мало кто усомнится, однако даже, если вы являетесь счастливым владельцем иномарки, оборудованной таким агрегатом, не стоит наивно предполагать, что коробка передач будет работать вечно, не нуждаясь ни в каком обслуживании. Вследствие негативного воздействия погодных факторов и особенностей, присущих дорогам нашей страны, нормальный режим функционирования МКПП в течение эксплуатации может нарушиться.

Ни для кого не секрет, что механическая трансмиссия, используемая в наши дни, представляет собой далеко не самое простое устройство. Кроме того, оно может быть снабжено и электронными элементами. Перед любым ремонтом механической коробки передач должна производиться ее тщательная диагностика, которая требует от мастера глубоких знаний не только конструкции данного узла, но и особенностей, характерных для определенной модели автомобиля. В настоящее время используются разные методы диагностики. За счет этого становится возможна максимально объективная оценка состояния деталей, входящих в состав трансмиссии. В результате работники СТО могут сделать вывод о работоспособности и необходимости ремонта коробки передач.

Прежде всего автовладельцу следует подробно описать, как проявляется возникшая неисправность, что может существенно облегчить специалисту его дальнейшую работу. Чаще всего неисправности КПП не появляются «из ниоткуда», а начинают проявляться мало-помалу. В некоторых случаях такое проявление неисправностей затягивается на довольно длительный промежуток времени. О том, что в ближайшем будущем может выйти из строя одна из деталей коробки передач, свидетельствуют назойливые, неприятные звуки, которые доносятся от этого агрегата.

Посторонние звуки могут доноситься от подшипника первичного вала. Отличить их от шума выжимного подшипника совсем не сложно. Для этого придется лишь выжать педаль сцепления. Если при этом звук исчезает, а после того, как педаль отпускается, возобновляется вновь, то это является свидетельством того, что шумит именно подшипник первичного вала, потому что шум выжимного подшипника не изменяется при включении (или выключении) механизма сцепления. Иногда причиной шума в трансмиссии является чересчур низкий уровень масла, что может привести к перегреву шестерен. Последние могут иметь вполне «презентабельный» вид, однако в обозримом будущем существует высокая вероятность их выкрашивания. В некоторых случаях шум шестерен становится следствием установки некачественных подшипников.

Шум с постукиванием возникает вследствие изнашивания, выхода из строя шестерен, либо значительного выкрашивания зубьев. Сильное повреждение заявляет о себе постоянным стуком. Причина данной неисправности кроется в стиле вождения, который может быть спортивным либо слишком жестким. Трудности, возникающие при включении передач, появляются при износе (либо повреждении) штоков, заедании шестерен, отвертывании (или ослаблении крепления) стопорных болтов вилки, отвечающей за переключение передач, наличии заусенцев на внутренних поверхностях зубьев муфт. Кроме того, затруднение может быть вызвано неполным выключением сцепления, недостаточным уровнем трансмиссионного масла, слабым закреплением (или повреждением) привода переключения передач, а также тем, что в МКПП просто залито некачественное масло.

Одна из наиболее распространенных неисправностей заключается в самопроизвольном выключении передач. Такая «болезнь» выводит из строя в основном 5-ступенчатые агрегаты. В коробках, устанавливаемых на автомобили, выпускаемые АВТОВАЗом, чаще всего выбивает пятую и четвертую передачи. Существует целый ряд причин самопроизвольного выключения передач. Сюда относятся: износ тяги, зубьев шлицевого венца на шестерне, зубьев муфт, плохое крепление коробки на картере сцепления, увеличенный зазор оси шестерен, слабое крепление двигателя, износ подшипников промежуточного, вторичного валов, желобков штоков вилки, стопорных шариков, синхронизаторов, выход из строя сепаратора подшипника первичной шестерни, ненадежное крепление пружин фиксаторов.

Иногда передача выключается «самостоятельно» при защемлении тяги переключения, затвердении уплотнения рычага МКПП, наличии грязи между картером ДВС и рычагом сцепления. Кроме того, передача может «вылетать» из-за плохой затяжки гайки фланца коробки, выхода из строя пружины блокирующего кольца, кривизны вилки включения. В некоторых случаях такому «вылету» передачи предшествует появление хруста во время переключения, который свидетельствует о том, что синхронизатор данной передачи уже изношен. В этом случае рекомендуется произвести переборку МКПП, потому что при переключении через передачу на сцепление и синхронизаторы вышестоящей передачи приходится чрезмерно высокая нагрузка.

Шумы могут присутствовать как при нейтральном положении рычага МКПП (при работающем силовом агрегате), так и во время работы трансмиссии. В обоих случаях причиной «болезни» может быть низкий уровень масла в коробке. Шум во время работы проявляется при повреждении (или износе) подшипников, выкрашивании зубьев, нарушении соосности картера сцепления и коленвала. На холостом ходу шум может быть слышен, если вышел из строя подшипник ведущей шестерни или подшипник первичного вала, а также, если залито масло, которое не соответствует требуемой вязкости (консистенции).

Шум, доносящийся при включении передач, может быть результатом износа поверхностей или торцов наружных зубьев шестерен и муфт, деформации блокирующего кольца (либо изнашивания резьбы на его конической поверхности), слабого крепления КПП к картеру сцепления. Причиной включения передачи с хрустом может быть выход из строя синхронизатора данной передачи. В этом случае при хорошем раскладе может быть достаточно только замены синхронизатора. Если эта неисправность не будет устранена на раннем этапе, то может понадобиться замена блока шестерен.

Как уже было сказано выше, одной из причин возникновения неисправностей в механической коробке передач является недостаток трансмиссионного масла, поэтому следует периодически проверять его уровень, а также убеждаться в отсутствии утечек. Утечка масла зачастую является следствием износа сальников, неплотности заглушек, пробок картера, повреждения (или загрязнения) сапуна, слабой затяжки болтов крепления люка либо крышки, наличия повреждений на привалочных поверхностях, разрыва прокладок крышек.